Начальное образование


Начальное образование
   — первая ступень общего образования, цель которой - освоение учащимися элементарных общеобразовательных знаний, обеспечивающих развитие у них познавательных способностей и социального общения, а также формирование осн. навыков учебной деятельности. В ходе учебной деятельности под руководством учителя у учащихся развиваются желание и умение учиться, формируются основы теоретического мышления, произвольность поведения, способность к усвоению содержания социального опыта. Н.о. учащиеся получают во взаимосвязанных процессах обучения и воспитания в начальных классах общеобразовательной школы или в начальной школе как самостоятельном учебно-воспитательном учреждении. В Рос. Федерации начальное обучение детей начинается с 7 (6) лет, курс обучения 3 (4) года. В России зарождение школьного начального обучения связано с деятельностью первых монастырских школ (гл.о. с 11 в.). В 14-16 вв. появились первые мастера грамоты, которые обучали детей в семьях или создавали небольшие школы у себя на дому. Обучение преследовало прежде всего цели религиозно-нравственного просвещения и носило индивидуальный характер. Первые русские печатные учебные книги (см. Букварь) отразили стремление их авторов сформировать некоторое целостное содержание обучения и выработать определённую методику Н.о. В начале 18 в., в годы петровских реформ стала создаваться система государственных начальных учебных заведений, дававших как общее, так и специальное образование (см. Навигацкая школа, Цифирные школы). С 1786, согласно плану, разработанному "Комиссией об учреждении училищ" (осн. в 1782) под руководством Ф.И. Янковича де Мириево, в губернских городах открывались главные народные училища, малые народные училища, народные училища. Вводилась классно-урочная система обучения. Наряду с чтением, письмом и счётом преподавались Закон Божий и Священная история. Устав 1804 предусматривал создание бессословной системы общеобразовательных школ с преемственными ступенями образования. Её основу составляли приходские школы, уездные училища и гимназии. В создании приходских учебных заведений и в преподавательской деятельности принимали участие священно- и церковнослужители. Устав 1828 сохранял те же типы учебных заведений, но ликвидировал преемственность между ними. С 1819 обучение в начальной школе стало платным. Со 2-й половины 30-х гг. стали создаваться приходские училища, находившиеся в ведении Священного Синода (получили название церковно-приходских; см. Церковно-приходские школы). С 1842 учреждались особые школы для детей государственных крестьян. Стало расширяться женское образование. С 1864 для всех начальных училищ вводился единый учебный план, который включал Закон Божий, обучение грамоте и счёту, церковное пение. Обучение на нерусском языке допускалось только на начальном этапе. Начальная школа объявлялась бессословной, разрешалось открывать школы местным самоуправлениям, обществам и частным лицам, назначать учителями не только мужчин, но и женщин. Все начальные школы переходили в ведение МНП, за исключением церковно-приходских, которые оставались в ведении Священного Синода. Большой вклад в развитие Н.о. внесло общественно-педагогическое движение 60-х гг. 19 в. Значительно возросло число приходских училищ, воскресных школ. Начали издаваться журналы "Русский педагогический вестник", "Учитель", "Педагогический сборник", вышли в свет учебные книги К.Д. Ушинского, сыгравшие большую роль в развитии русской начальной школы. Развитие Н.о. в этот период тесно связано с деятельностью земств (см. Земства и просвещение). В 1872 созданы городские училища, практически ставшие всесословными, в 1874 утверждено "Положение о начальных народных училищах", преследовавшее цели начального обучения сельских детей. В 1912 появились городские высшие начальные училища, дававшие законченное Н.о. После 6 октября 1917 все начальные школы стали государственными. В январе 1918 был издан декрет Совнаркома об отделении церкви от государства и школы от церкви. Школа стала полностью светской. По "Положению об единой трудовой школе" (1918) общеобразовательная школа состояла из 2 ступеней: первая - с 5-летним, вторая - с 4-летним курсом обучения (см. Трудовая школа). С 1923 в связи с введением в систему образования 7-летней школы все начальные школы стали 4-летними. После упорядочения структуры школьного образования в СССР (1934) начальная школа стала частью единой общеобразовательной школы, её первой ступенью, окончание начальной школы открывало учащимся возможность для продолжения общего образования. Эта роль начальной школы сохранилась в дальнейшем при всех преобразованиях советской системы образования от введения начального всеобуча (1930) до курса на всеобщее среднее образование молодёжи (середина 60-х - конец 80-х гг.).
   Первые советские учебный план и программа начальной школы опубликованы в 1920. Кроме русского языка и арифметики в них предусматривалось преподавание (со 2-го класса) природоведения и обществоведения. Вводились физкультура, пение и рисование. В 1923-27 в школах применялась комплексная система обучения. В начале 30-х гг. были восстановлены самостоятельные учебные предметы и классно-урочная система обучения, вводились история, география и естествознание как самостоятельные учебные предметы. Программы начального обучения обновлялись в конце 50-х гг. под руководством АПН РСФСР. Вместо истории, географии и биологии в учебный план включалось природоведение, сведения по истории частично давались на уроках чтения. Были восстановлены уроки труда (см. Трудовое и профессиональное обучение). В 70-х гг. происходило существенное совершенствование всей системы Н.о., сократился период обучения младших школьников с 4 до 3 лет. Были пересмотрены психолого-педагогические концепции Н.о., выявилась несостоятельность взглядов, согласно которым способности младших школьников к абстрагированию и обобщению развиты ещё слабо, поэтому обучать их следует в основном на конкретном материале. Важным основанием перестройки явилось и то, что 4-летняя начальная школа представляла структуру, изолированную от остальных ступеней обучения. Работа по дальнейшему совершенствованию Н.о. включала три этапа. На первом этапе (до 1963) были отработаны осн. принципы развивающего обучения. В разных вариантах они формулировались Л.В. Занковым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и др. и начали использоваться в массовой начальной школе в конце 80-х гг. На втором этапе (1963-66) были разработаны осн. критерии совершенствования системы обучения в 3-летней начальной школе. Была разработана (А.М. Пышкало и др.) методическая система обучения младших школьников, которая включала цели, содержание, методы, формы и средства обучения, а также комплекс взаимосвязей между этими компонентами. Третий этап (1966-69) проводился в различных регионах РСФСР с учётом специфики социальных, экономических и других условий. Работа по совершенствованию системы Н.о. вызвала повышение активности научной и педагогической общественности, учителей, преподавателей педагогических вузов. Возник и распространился ростовский, липецкий опыт обучения, опыт учителей-новаторов (С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов и др.). Впервые школами стали использоваться альтернативные методические системы обучения (Занкова, Эльконина-Давыдова и др.). Наряду со стабильными появились альтернативные учебники. Т.о. осуществлялись первые попытки преодоления противоречия между стабильной (монопольной, единообразной) и создающимися новыми системами обучения. В 1981 развернулась работа по построению системы Н.о. детей с 6-летнего возраста. В силу социально-экономических причин не представлялось возможным непосредственно перенести в условия отечественной школы накопленный международный опыт. Трудности в реализации этой программы связаны и с недостаточной разработанностью психолого-педагогических и методических вопросов, и с недостатками психолого-педагогической и профессиональной подготовки учителей. В процессе решения этих проблем с 1988 проводилось комплексное исследование по разработке психолого-педагогических основ 4-летнего Н.о. В основу построения учебных планов были положены три области знаний: родной язык; математика; человек, природа и общество. Это позволило сделать содержание обучения вариативным, но отвечающим требованиям государственного образовательного стандарта, что позволило отдельным учителям, школам и регионам выбирать учебный план, программы, учебники и т.д. Для начальной школы стали создаваться учебные пособия по новым интегрированным курсам: "окружающий мир", "математика и конструирование", "грамота" и др. Разрабатывается методика формирования элементарных умений использования компьютеров в обучении (и не только математике), развития информационной грамотности учащихся и др. В системе рос. Н.о. довольно продолжительный период сосуществуют два типа школы: 3-летняя (с началом обучения в 7 лет) и 4-летняя (с началом обучения в 6 лет). Осн. направлением, определяющим перспективу развития Н.о., является 4-летняя школа с началом обучения в 6 лет. В связи с планируемым переходом обучения в средней образовательной школе на 12-летнее обучение (начало 21 в.) ведётся разработка новых подходов к Н.о.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 164-165)
   Ч421.2,01

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Смотреть что такое "Начальное образование" в других словарях:

  • НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — первая ступень общего образования, обеспечивающая овладение элементарными знаниями по родному языку, математике, о природе и обществе, основными учебными умениями и навыками …   Большой Энциклопедический словарь

  • начальное образование — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN initial training Any education, instruction or discipline occurring at the beginning of an activity, task, occupation or life span. (Source: RHW)… …   Справочник технического переводчика

  • Начальное образование — это первый этап общего образования у детей. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка, что… …   Википедия

  • начальное образование — первая ступень общего образования, обеспечивающая овладение элементарными знаниями по родному языку, математике, о природе и обществе, основными учебными умениями и навыками. * * * НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, первая ступень… …   Энциклопедический словарь

  • Начальное образование — (primary education), 1 я ступень образования детей, обычно в возрасте от 6 до 11 лет, направленная в первую очередь на обучение навыкам грамотности и счета. Н.о. отличается от Дошкольного, т.к. в нем делается больший упор на обучение по… …   Народы и культуры

  • НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — первая ступень общего шк образования имеет целью освоение учащимся элементарных общеобразоват.знаний, обеспечивающих развитие у него познават. способностей и социального общения, а также формирование осн. навыков уч. деятельности. Усвоение мл.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — (primary education) срок обязательного обучения. Так, в Англии он обычно длится от 4 х (5 ти) до 11 летнего возраста. В этой области проводилась серьезная социологическая исследовательская работа, охватившая распределение учеников по параллельным …   Большой толковый социологический словарь

  • Всеобщее начальное образование — Второй целью в области развития, сформулированной в Декларации тысячелетия ООН, является обеспечение всеобщего начального образования, а именно, «обеспечить, чтобы к 2015 году, у детей во всем мире, как у мальчиков, так у девочек, была… …   Википедия

  • Образование в Российской империи — В этой статье слишком короткое вступление. Пожалуйста, дополните вводную секцию, кратко раскрывающую тему статьи и обобщающую её содержимое …   Википедия

  • Образование во Франции — обязательно с 6 до 16 лет[1]. Основные принципы французского образования: свобода преподавания (государственные и частные учреждения), бесплатность образования, нейтральность образования, лаицизм образования. Образование состоит из нескольких… …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Начальное образование» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.